Васильченко В.Остудентка магістратуриЗапорізький національний
університетНаук. кер.: д. філол. н., проф.
Павленко І.Я.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
Творчество Н.В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба» в
частности, постоянно привлекает внимание исследователей, однако всякий раз
оказывается, что анализ одной грани художественного наследия этого автора
влечёт за собой исследование других, проявляет необходимость возвращаться к
ранее полученным результатам. Таким образом, происходит постижение авторского
замысла, характера и способов его реализации.
Поскольку во многом с творчеством Н.В.
Гоголя связана
мифологизация Запорожья и запорожцев в художественном дискурсе, интерес
представляет анализ запорожского хронотопа в повести «Тарас Бульба». Обращение
к пространственно-временной организации произведения обусловлено одним из
заключительных положений работы М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в
романе»: «…всякое вступление в сферу
смыслов совершается только через ворота хронотопов» [1, с. 246].
Хронотоп – значимый компонент художественного
произведения – «изображение (отражение) времени и пространства в художественном
произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии» [2]. К вопросу о
пространственно-временной организации повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
обращались Ю.М. Лотман [3], Б.И. Николаев [4], Н.С. Болкунова [5], В.И.
Силантьева [6], О.С. Карандашова [7], Н.А. Николина [8], В.О. Коркишко [9],
А.К. Павельева [10] и другие. Как правило, анализируя пространственно-временную
структуру повести, литературоведы чаще всего обращали внимание на оппозицию
«своё/чужое» [6; 8], на частные хронотопы (например, Сечи, бурсы [10], дома [5;
9;10], дороги [5; 9]) и их противопоставление [10]; на расширение пространства
в связи с перемещением в нем персонажей [3], на открытость [3; 8],
ограниченность и безграничность пространства
[3, 6, 8]; на типологию времени (например, суточное и кризисное время [10];
время персонажей (ретроспекцию и проспекцию), условное и нарративное время [8]).
Одна из последних работ, посвященных хронотопу повести
«Тараса Бульбы», – статья А.К. Павельевой «Социально-исторический хронотоп в
повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Исследовательница определяет общий хронотоп
произведения как социально-исторический – «как
условное время І половины XVII века и условное пространство «Украины» и Польши»
[10, с. 38]. В повести хронотоп условный, так как в тексте нет маркеров конкретного
исторического времени, а границы пространства, при маркировке географическими
названиями, действительно неопределенные. Однако, думается, что при анализе
время-пространственной организации повести «Тарас Бульба», необходимо учитывать
увлечение Н.В. Гоголя украинским фольклором, историческими жанрами (думами,
историческими песнями и преданиями) в частности, поскольку уже за полстолетия
после уничтожения Запорожья и разрушения Сечи деятельность, быт и нравы степных
рыцарей в народной памяти были мифологизированы, сформировалась народная
традиция видения времени запорожцев и пространства их подвигов.
Специфике фольклоризма и интерпретации казачества в
повести «Тарас Бульба» также обращались неоднократно. Например, Е.И. Прохоров
исследовал идейно-смысловое и формальное влияние героического народного
творчества, заимствование и переработку сюжетов, мотивов, образов фольклора, народно-поэтическе элементы
художественной формы произведения [11]. В.О. Коркишко проанализировала фольклорную
основу хронотопа дороги [9]. В.И. Мацапура рассмотрела особенности казачьего
дискурса и характер мифологизации казачьего прошлого в повести «Тарас Бульба»
[12].
Таким образом, можно говорить о глубоком и многоаспектном
анализе проблем хронотопа и фольклоризма повести «Тарас Бульба», о возможности
исследования специфики пространственно-временной организации произведения в
сопоставлении с фольклорным хронотопом Запорожья, сложившимся в устном народном
творчестве Нижнего Поднепровья уже во второй четверти 19 ст. Цель предлагаемой работы – рассмотреть
способы интерпретации фольклорного хронотопа Запорожья в индивидуальном
авторском произведении, проследить характер контаминации литературного и
народного в пространственно-временной организации анализируемой повести.
Говорить о таком сближении хронотопа повести и фольклора
(дум, исторический песен, преданий) можно на основании того, что Н.В. Гоголь
был знаком не только с фольклором Полтавщины, но и с собственно запорожской
фольклорной традицией, о чём свидетельствует переписка с И. Срезневским и
отзывы Н. Гоголя об альманахе «Запорожская старина», первый выпуск которого
вышел в Харькове в 1833 году. И. Срезневский проводил активную
фольклористическую работу, записывая произведения исторических жанров народного
творчества о Запорожье и запорожцах на бывших землях Вольностей Запорожских. В
его альманахе, наряду с записями запорожских дум, преданий, исторических песен,
рассказов о встречах с бывшими запорожцами, их наследниками и кобзарями –
носителями запорожской традиции, издавались отрывки из летописей, в том числе
неизвестных широкой общественности, а также комментарии, авторские
литературно-исторические очерки о жизни и нравах запорожцев, написанные на
основе информации им же собранного героического фольклора.
Н.В. Гоголь оказался под сильным влиянием как записанного
И. Срезневским фольклора, так и «воспроизведенной» им историей казачества. В
письме к Срезневскому от 6 марта 1834 года Гоголь пишет: «Вы уже сделали мне важную услугу изданием Запорожской Старины. Где
вы выкопали столько сокровищ? Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь
в них отыскать то, что хотел бы отыскать. <...> каждый звук песни мне
говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи
<...> Если бы наш край не имел такого богатства песень —
я бы никогда не писал Истории его...» [13].
Это письмо –
свидетельство знакомства автора «Миргорода», в состав которого вошла повесть
«Тарас Бульба», с изданными И.И. Срезневским в первых выпусках «Запорожской
старины» материалами (а, возможно, и с теми, которые только готовились к
изданию); увлечённости Гоголя изображением героической эпохи в народном
песенном эпосе; ориентации на песенный историзм при изучении прошлого.
Анализ повести и сопоставление её с фольклором позволяет
поставить вопрос об условно-эпическом хронотопе, восходящем к народному эпосу:
думам и старым историческим песням Запорожья, о схожих способах маркирования пространства
в повести и исторических преданиях.
Условно-эпическому времени (на примере былин) посвящено
одно из исследований Д.С. Лихачева: «Время
же действия былин строго локализовано в этом прошлом — в условной эпохе
русского прошлого, которую можно было бы назвать «эпической эпохой». Для одной,
большой части былин — это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для
другой части — эпоха новгородской вольности. Но обе эти эпохи по существу не
различаются. И тут и там и в тех третьих былинах, в которых трудно определить
черты строгой приуроченности (…) Эта «эпическая эпоха» — некая идеальная
«старина», не имеющая непосредственных переходов к новому времени…время
действия все отнесено к некоторой условной эпохе русской старины, которая,
однако, несмотря на всю свою условность, воспринимается как историческое время»
[14, с. 228 – 229].
Исследование особенностей формирования, функционирования
и трансмиссии исторических песен Запорожья и о Запорожье, в том числе
записанных И.И. Срезневским, показало, что произведения и этого жанра,
созданные как реакция на определенные события и имеющие локальный характер, в
связи с увеличением интереса к запорожской теме, расширением места их бытования
и увеличением эпической дистанции могли ««вишліфовуватися» відповідно від
світобачення середовища-транслятора, втрачати фактографізм, контамінуватися з
подібними (а іноді й не дуже) піснями <...> в них могла передаватися
аксіологія середовища-транслятора, що не завжди знало або розуміло цінності
запоріжців, <...> суб’єктивні оцінки заміщуються об’єктивними, а фактографічні
елементи заміщуються на типові» [15]. В процессе трансформации текстов и перехода их в незапорожскую среду
формируется хронотоп Запорожья, аккумулирующий события прошлого, сгущающий
время и мифологизируя «товарищество» и пространственно-временные рамки его
деяний. Создаётся условное время, в котором проявляются признаки, близкие к
условно-эпическому времени былин.
В процессе анализа фольклорных источников и корреляции с
устной народной традицией, функционировавшей на территории бывшего Запорожья,
хронотопа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» удалось отметить:
1. Из исторического фольклора в повесть проникает
идеализированный в народном сознании образ Запорожья и казачества. Сечь в
«Тарасе Бульбе» представлена как некое огражденное от всего другого
пространства место – отдельное утопическое «государство», живущее по
собственным законам, предусматривающим свободу каждого в мирное время и хорошую
организацию, дисциплину и подчинение старшине в военное время; «какое-то беспрерывное пиршество, бал,
начавшийся шумно и потерявший конец свой». Обитатели его рисуются как
товарищество гуляк «не имевших ни родных,
ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей» [16,
с. 51]. Однако отметим, что только
такой характеристикой Н.В. Гоголь не ограничивается. Как указала В.И Мацепура, «міфологізація минулого Запорозької
Січі поєднується у творі з деміфологізацією. Гоголь створює власний міф про
козацьку Україну» [12]. А потому у Гоголя Запорожье – это не просто фольклорно идеализированный
мир, а более сложное и обогащенное авторским историческим виденьем
время-пространство, территория и сообщество с
особыми моральными устоями и строгими правилами, чего в народной
традиции не было.
2. Пространство вне Запорожья – это обобщенная
условно-эпическая картина мира, впитавшая в себя горе, беды и несчастия,
казачьи победы и поражения, историю взаимоотношения Польши и Запорожья XV-XVII
вв.
3. Остров Хортица – географическое место расположения
Запорожской Сечи. Однако за всю историю существования Сечей ни одна из них не
располагалась на этом острове. После уничтожения Сечи исторические песни об
этом «забыли». В народной традиции произведения, в которых речь шла о Сечи на
Хортице, были уже в гоголевские времена, что и оказало влияние на
пространственно-временной организации анализируемой повести.
4. Художественный мир повести «Тарас Бульба»
сечецентричен. Хронотоп Сечи, созданный
под влиянием фольклорного хронотопа Запорожья, сформировавшегося в процессе
народной идеализации и мифологизации степного рыцарства, определяет характер
изображённых событий, поведения как главных героев, так и коллективного героя
повести – запорожского «товарищества».
Сечь всегда в поле зрения читателя, даже тогда, когда сюжетообразующие
события происходят за её пределами: о Запорожье говорят, о нем думают, им
живут. Казаки, даже находясь далеко от своих Вольностей, готовы броситься на
защиту Сечи и товарищей. Такой сечецентризм повести обусловлен тем, что в ней,
как и в мифологизированном казачьем прошлом, Сечь – это земля, на которой могли сбыться мечты и
надежды народа о подлинном равноправии, демократии, социальной и личностной
свободе каждого отдельного человека.
5. Запорожье – пространственный и временной центр
повести, но границы его четко не определены. Так, Ю.М. Лотман подчеркивал, что
Запорожская Сечь – «фокус
пространственной конструкции повести» [3], безграничное и неуклонно
расширяющее пространство, которое не имеет закрепленного места и границ.
Исследуя исторические песни и предания Нижнего Поднепровья И.Я Павленко
отметила, что в них территория запорожского пространства маркировалась
названиями природных локусов, чаще – гидронимами, из-за небольшого количества
населенных пунктов на землях Вольностей Запорожских; что «за козациких часів Запоріжжя – це простір, в якому майже едемські
стосунки: він мало заселений людьми, які вміють прилаштуватися до природи, але
густо заселений тваринами, прослинами, птахами»; что «поза
Запоріжжям рух маркується містами та селами» [17, с. 188]. Пространство, по которому едут герои повести «Тарас
Бульба», предстает бесконечной идиллической степью, полной растительности и
животных, и лишь речка Татарка, по которой три дня плыли герои, и точка
переправы, «место Днепра, где он дотоле
спертый порогами, брал наконец свое и шумел как море, разлившись по воле»
[16], маркируют их путь и указывают
на соотнесённость художественного пространства повести и реального пространства
Вольностей Запорожских. Пространство же вне Запорожья географически более
конкретизировано. Так, в повести, помимо Дубно, Умани и Варшавы (которые задают
определенную пространственную определенность произведению), упоминаются
названия городов: Чигирин, Переяслав, Батурин, Глухов, Краков, однако чаще
герои встречают на своём пути в мирное и военное время деревни и хутора, что
соответствовало реальному размещению населения. И за пределами Запорожья
пространство зачастую маркируется только гидронимами: Чёрное море, Днестр и др.
Таким образом, хронотоп Запорожья в анализируемой повести
создавался под явным влиянием запорожского фольклора, исторических песен и
преданий Запорожья в частности.
Литература
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. Литературно-критические статьи. Сост. С.Г. Бочаров и В.В. Кожинов. Москва: Художественная литература, 1986. С. 121 – 290.
2. Белокурова. С.П. Словарь литературоведческих терминов 2005. [Электронный ресурс] Белокурова С. П. URL: https://literary_criticism.academic.ru/412/%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF
3. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Избранные статьи в 3-х Т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Семиотика пространства. Таллинн: Александра, 1992. С. 413 – 447.
4. Силантьева В. И. Поэтика пространства в творчестве Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и О. Мандельштама . Гоголь и современность (к 185–летию со дня рождения): Материалы научной конференции. Киев: Русь, 1994. С. 72–76.
5. Болкунова Н.С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н. В. Гоголя: автореф. дис. … канд. филол. наук: спец. 10.01.01 – «Русская литература». Саратов, 1999. 19 с.
6. Николаев Б. И. Организация пространства в «украинских» повестях Н. В. Гоголя. Гоголь и современность (к 185-летию со дня рождения): Материалы научной конференции. Киев: Русь, 1994. С. 170–175.
7. Карандашова О.С. Художественное пространство «украинских» сборников Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»): автореф. дис. … канд. филол. наук: спец. 10.01.01 – «Русская литература». Тверь, 2000. 20с.
8. Николина Н.А. Категория времени в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Преподаватель XXI век. Москва: МПГУ, 2009. № 1. С. 314 – 318
9. Коркішко В.О. Хронотоп дороги у творчості М. В. Гоголя: семантика та художні функції : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : спец. 10.01.02 – «Російська література». Сімферополь, 2011. 20 с.
10. Павельева А.К. Социально-исторический хронотоп в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Сер.: Філологія. 2018. № 35, том 1. С. 37 – 39.
11. Прохоров Е. И. Исторические и фольклорные источники «Тараса Бульбы»: (К творческой истории повести). Гоголь Н. В. Тарас Бульба. Изд. подгот. Е. И. Прохоров, Н. Л. Степанов; Отв. ред. Н. Л. Степанов. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963. С. 199 – 217.
12. Мацепура В.І Особливості міфологізації козацького минулого в "українських” повістях Миколи Гоголя. Рідний край. 2009. № 1. С. 83-91.
13. В.В. Гиппиус Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники. 1924 [Электронный ресурс] URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=96390
14. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Москва: Наука, 1979. 303 с.
15. Павленко І.Я Аксіологія запорізького козацтва у фольклорі. Вісник Запорізького національного університету. Філологічні науки. 2012. № 3. С. 214 – 218.
16. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. Москва: Художественная литература 1964. С. 31 – 145.
17. Павленко І.Я Легенди та перекази Наддніпрянщини: буття у просторі та часі: монографія. Запоріжжя, 2006. 243 с.
Добрий день! Чи простежували Ви подібні особливості у інших творах цього автора?
ВідповістиВидалитиДякую, пані Вікторіє, за цікаве дослідження! Чи можна говорити про існування в повісті просторових опозицій на позначення Січі й територій поза нею?
ВідповістиВидалитиДякую за запитання! Справді, можно говорити про наявність у повісті "Тарас Бульба" просторових опозицій. Основною, створеною автором під впливом історичного фольклору, є опозиці "своя" та "чужа" територія: Січ і Запоріжжя, як художне втілення народних уявлень про місце свободи кожної окремої людини,протиставлені простору поза його межами, як узагалененому місцю несвободи та постійної боротьби проти загарбників.
ВидалитиДякую за відповідь, п. Вікторіє!
Видалити